Воронежский Анархист

АВТОНОМИЗМ И ТРЕБОВАНИЕ МОМЕНТА

ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ

Часто, говоря о современной критической теории, о революционной идее, мы ставим в центр своих рассуждений какой-то догмат, какое-то определяющее положение, впоследствии пытаясь подвести явления общественной жизни именно к нему. Какому-нибудь марксисту, анархисту или националисту важнее его догма, чем истина. Не важно – понятна ли концепция стороннему человеку, объясняет ли она действительность, адекватна ли она. Главное – она есть, все остальное должно подстраиваться под нее. В таких случаях не люди формируют идеи, а идеи «имеют» людей.
Когда на сайте «Автономного Действия» www.avtonom.org были опубликованы 15 тезисов об автономизме и первые комментарии автора к ним, многие посчитали так: «да это все тот же анархизм, только завернутый в какую-то непонятную оболочку гражданственности». Но это не совсем верно. Автономистский социализм, сформированный на основе и под влиянием либертарной и левой мысли, есть не выдумка двух-трех человек, сидящих за компьютерами и сочиняющих от нечего делать всякую дурь, но требование момента. Сейчас мы пытаемся оформить те идеи, которые возникли у нас в ходе участия в социальных протестах. Те идеи, которые сложились под влиянием общения с простыми людьми. В этом отношении наша версия социализма не претендует на академичность или на всестороннее объяснение мира, как, например, марксизм. Это лишь инструмент для действия, руководство, инструкция…
Запутавшееся в своих догмах радикальное оппозиционное движение не представляет никакой опасности для режима. Более того, оно неинтересно обывателю. А должно быть, должно представлять угрозу!
Угроза – это когда наши силы как монолит, это когда в каждом или почти в каждом вузе о нас знают, видели наши листовки, читали нашу прессу, когда обычные аполитичные граждане сами обращаются к нам за помощью – отстоять свой дом от сноса, детскую площадку от застройки ларьками и т.д.
Нередко в леворадикальном (и не только) лагере раздаются голоса о том, что надо объединяться. Это верно. Однако те, кто предлагает объединение, сами не знают, как оно должно происходить. Создание сомнительных союзов вроде «Молодежного левого фронта» - последнее дело. Это значит выступать неповоротливой аморфной массой, идеи которой вообще никому непонятны. Это значит тешить себя пустыми надеждами и успокаивать себя мыслью о том, что нас стало немного больше в количественном плане.
Не нужно механически объединять всех подряд. На таком клее ничто долго не продержится. Объединять можно и нужно тех, кто отошел или отходит от старых догм, кому не в падлу синтез лучших большевистских, анархистских и др. идей, кто не видит ни в одной из ныне существующих радикальных организаций ту, которая соответствовала бы его представлениям и идеалам. Объединять тех, кто задолбался отвечать на сектантские упреки и видеть годами одну и ту же картину. Может быть, сначала таких будет немного. Я уверен, что при правильном подходе такое движение за год догонит и перегонит по количеству и качеству любую из ныне действующих леворадикальных сект. Речь не о расколах, как уже попытались представить некоторые мои товарищи. Речь о движении вперед. Когда под знаменем автономизма соберется достаточное количество людей, нас нельзя будет не замечать. А уж тогда будет видно – куда, с кем и с каким названием. Мое личное мнение таково: идея гражданской автономии впервые оформилась в рамках «Автономного Действия», в практике, а затем и в теории АД. «Автономное Действие» и должно взять автономизм на вооружение.

ЧАСТЬ II. ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ

Каким должен быть наш теоретический багаж? Богатым. Обоснованием наших идей, их основой могут служить работы самых разных авторов. Не нужно отвергать ни классический анархизм Бакунина и Кропоткина, ни марксизм, ни сформированные под его влиянием идеи современных антибуржуазных авторов – Дебора, Маркузе, Валлерстайна и др.
Какой должна быть наша концепция, которую мы будем предлагать сторонним людям? Простой и понятной. Предлагаемая нами доктрина должна содержать следующие определяющие пункты:

1) Борьба против существующего режима с целью изменения системы общественно-политических отношений.
Государство не заботится о своих гражданах. Государство кинуло свой народ. Государство – это паразит на теле общества. Государство питается кровью и потом своего населения, взамен лишая людей льгот, бесплатного образования, повышая цены на коммунальные услуги и т.д. Нужно не просто свергать путинский режим – один из жестоких, полицейских режимов в нашей истории, – но кардинально перестраивать систему власти и управления. Путин – не лучший и не худший правитель. На место Путина придет другой – положение народа не улучшится. Нужно не приводить своими руками к власти новых господ, а раз и навсегда расправиться с государственной властью. Этим наша позиция отличается от позиции большинства оппозиционных организаций – НБП, КПРФ, «Яблока». Они стремятся поменять один режим на другой, привести к власти своих однопартийцев или союзников. Мы же хотим навсегда покончить с этим бессмысленным круговоротом «переворот – застой – диктатура – переворот». Наши цели сложнее и потому революционнее.

2) Вся власть – органам народного самоуправления!
Мы выступаем за создание вольной Советской республики, в которой властные функции будут возложены на низовые органы самоуправления на производстве и по месту жительства. Мы допускаем сохранение элементов представительства на принципах ротации, императивного мандата и возможности немедленного отзыва делегатов со стороны представляемых граждан. За наиболее широкое участие граждан в управлении. Политическая власть органов общественного самоуправления должна находиться под контролем автономов, однако вмешательство в сферу деятельности этих органов должно быть максимально ограничено.

3) Социализм и социальная справедливость.
Капитализм основан на разделении общества на господ и рабов, начальников и подчиненных, управленцев и тружеников. Капитализм основан на отчуждении от работника продукта его труда. Мы выступаем за справедливое обобществление частной собственности в интересах всего населения. Мелкие собственнические хозяйства, основанные на труде их владельцев, если они не используют наемный труд, должны быть сохранены. Мы поощряем инициативу и трудолюбие. Отнимать последнее, заработанное собственным честным трудом никто не собирается.

4) Против войны – за самооборону!
Бессмысленная война в Чечне гробит простых парней и приносит горе в дома россиян и чеченцев. За этой войной стоят интересы российских чиновников, буржуев, а также богатых чеченских и арабских кланов. Ни русскому, ни чеченскому народу не нужна это бойня. Виновные в развязывании, финансировании и поддержании этой войны с обеих сторон должны быть наказаны.
Мы выступаем за вооружение граждан. Вооруженный народ – свободный народ! Отслужившие в армии физически и психически здоровые граждане независимо от пола должны иметь право на свободное хранение и ношение огнестрельного оружия.

5) Свобода совести и вероисповедания.
Мы не богоборцы и не собираемся разрушать храмы, как это было в первые годы большевистской власти. Граждане вправе сами определять, во что им верить и верить ли вообще. В то же время влияние церковных институтов на образовательные учреждения будет исключено. Мы выступаем за светскую республику.

6) Национально-культурная автономия.
Этническим и национальным общностям будет предоставлено право на самоопределение и поддержание своих культурных традиций.

ЧАСТЬ III. СИТУАЦИЯ

Все вышеизложенное представляет собой основы автономизма. Каждый аспект можно детально конкретизировать, делить на более углубленные пункты и т.д. В целом, если кто-то спросит, чего мы хотим, можно отвечать примерно в таком духе. Однако перечисленное звучит слишком отвлеченно, идеалистично. Держа в уме эти определяющие позиции, мы должны ориентироваться на жизненно важные проблемы сегодняшнего момента. Проблемы эти всем известны: рост коммунальных и транспортных тарифов, отмена льгот, окончательная коммерциализация образования, сокращение количества военных кафедр в вузах и отмена отсрочек от призыва в ВС РФ, уплотнительная застройка, ведущаяся в ущерб интересам местных жителей, экологически вредное производство и т.д., и т.п…
Нам нужно участвовать во всем этом. Быть там, где хватит времени появиться. Со своими газетами, листовками, флагами. У нас может и должно быть 3 основных формы деятельности:
а) участие в традиционных митингах, пикетах, шествиях – это самая распространенная и простая форма активизма, порой надоедающая автономам, однако не стоит избегать и ее, поскольку на таких мероприятиях мы можем заявить о себе, продемонстрировать свои силы, свою позицию, свою заинтересованность темой;
б) участие в трудовых, жилищных, экологических и иных социальных конфликтах – в таких кампаниях, как например кампания против незаконной уплотнительной застройки или лагерь экологического протеста, мы теснее всего можем пообщаться с простыми людьми, можем показать, что их проблемы – это наши проблемы, что мы действительно готовы помочь делом, а не пустой говорильней, которой давно дискредитировали себя парламентские партии вроде КПРФ;
в) развитие неформальной молодежной культуры – организация концертов, поддержка своих или близких нам музыкантов, антифашистская деятельность.

Это три слагаемых нашего практического успеха, важнейшим из которых является ориентация на социальные проблемы граждан. При этом отличным тактическим ходом будет ставка на сочетание радикальных действий и их правозащитной направленности.
Наши идеи должны постоянно развиваться. Мы должны непрерывно находиться на пульсе событий в стране в мире, должны на первое место всегда ставить целесообразность и эффективность нашего дела. Наша идеология – идеология момента и одновременно идеология будушего. Рассуждая о том, что правильно или не правильно, корректно или некорректно, морально или нет, мы всегда должны оценивать поступок в тесной связи с его результатом, в противном случае наша участь – так и оставаться «комнатными революционерами», гарри поттерами радикальных утопий. Утверждая идеи автономизма, мы не изменяем своим прежним взглядам – мы приспосабливаем их к современности, к нашей Победе!

РОМАН РУДИН