СИМСОН ГАРФИНКЕЛЬ
МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ ОБЯЗЫВАЕТ ПЫТАТЬ


Итак, суть противоречия в следующем: новые технологии создают потрясающие возможности для экстремистских групп, позволяющие нести смерть и разрушения в общество. В то же время новые технологии дают правоохранительным органам возможность вести всестороннее наблюдение за гражданским населением способами, которые раньше невозможно было себе представить. Могут ли правоохранительные органы заниматься широкомасштабным, всеобъемлющим наблюдением, имея дело с постоянно повышающимся риском мегатеррора?
Чарльз Блэк (Charles Black), один из крупнейших специалистов в области гражданских прав в 1950–60-х годах, на одном из первых занятий по конституционному праву в Йельском университете задавал слушателям вопрос: «Предположим, что вы нью-йоркский полицейский и у вас имеется задержанный, про которого точно известно, что он установил атомную бомбу с таймером, который должен привести ее в действие на следующий день. Правомерно ли, согласно Конституции, подвергнуть его пытке? Правомерно ли это вообще?»
Один из бывших студентов Блэка, а ныне профессор права в университете Майами Майкл Фрумкин (Michael Froomkin), хорошо помнит эту задачу. «Непреложным является тот факт, что пытки явно запрещены Конституцией», — объясняет Фрумкин. Но несмотря на это, говорит Фрумкин, если бы он был этим полицейским, он бы считал моральным долгом применить пытки к преступнику, обезвредить бомбу, после чего уволиться и отвечать за содеянное. «Мы говорим о чрезвычайных обстоятельствах, оправдывающих чрезвычайные действия. Во многом это зависит от уровня вашей моральной интуиции».
Пытки — прекрасная точка отсчета, говорит Фрумкин: если пытка морально оправданна, то, несомненно, прослушивание, видеонаблюдение, снятие отпечатков пальцев и другие современные технологии борьбы с преступностью также оправданны. И конечно, некоторые страны узаконивали пытки как средство борьбы с терроризмом. Израиль, например, использовал меры физического воздействия на подозреваемых в терроризме с целью раскрытия деталей планируемых террористических актов. Но многие люди, правительства и ООН протестовали против использования Израилем разрешенных на государственном уровне пыток. Аргумент очень простой: пытки уничтожают моральное доверие к тому, кто их использует. Недавно Верховный суд Израиля вынес определение, что пытки являются неприемлемыми по израильским законам.
Обратимся к профессору Луису Рене Бересу из университета Пардью, который считает, что правительству США, возможно, необходимо право на осуществление арестов без ордера, всепроникающего мониторинга и даже убийств для предотвращения, например, ядерных атак террористов, — именно в тех случаях, когда информация достоверна, а времени мало. «Если вы знаете, что определенная группа тайно установила (взрывное) устройство, и единственный способ предотвратить его использование связан с выходящими за рамки закона действиями, готовы ли вы санкционировать их?» — спрашивает Берес.
По мнению Береса, ответ на этот вопрос — безоговорочное «да». Гораздо лучше, аргументирует Берес, временно приостановить гарантированную Конституцией защиту, чем позволить миллионам людей умереть. Для тех, кто не согласен с ним, он говорит: «Если вы считаете, что опасность ареста без ордера выше опасности ядерного уничтожения, то это ваше личное решение, не более.
Томас Джефферсон не жил в ядерную эпоху. Он не мог предвидеть такой разрушительной силы».