ПАРТИЗАНСКОЕ РАДИО

ЗОНА № БЕСКОНЕЧНОСТЬ

MANIFEST
Декларация Лиги
012
011
010
009
008
007
006
005
004
003
002
001

РОЛАН БАРТ
МИФОЛОГИИ

LINKS

СЕКС И СЕКТЫ В ТЕЛАХ И ТЕКСТАХ



BUTTONS HERE


Каталог сайтов
http://www.debilizm.com/top/







АНДРЕА ЧАСОВСКИ

на книгу М. МОГИЛЬНЕР "МИФОЛОГИЯ "ПОДПОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА"



В начале века 20-го в России оформился и заявил о себе “Подпольный человек”. Его существование было кратко (около 20-ти лет), но необычайно интересно. Становление, расцвет и его гибель стало темой книги М. Могильнер “Мифология “Подпольного человека”.

Анализируя тексты того времени, начиная от книг, написанных самими жителями “Подпольной России”, до листовок, студенческих песен и документов охранки, автор выявляет особый тип, что зарождается в литературе, а именно посредством беллетристики радикальная интеллигенция общалась с народом, и выходит из нее на улицы в период 1905-07гг.

Здесь любопытно следующее: каждый житель “Подпольной России” считал себя способным написать книгу и, в то же время, читателю была интересна именно внелитературная биография писателя. В предисловиях ко многим книгам того времени говорилось не о литературных успехах автора, а сообщались факты тюремного заключения, подпольной деятельности и т.п.

Подпольная литература, да и не только подпольная (жандармы удивленно отмечали, что вполне легальные брошюры использовались революционерами для своих агитаций) сформировала особый миф жертвенного Героя. Именно эта жертвенность и оправдывала в глазах общественности террор. И именно эта жертвенность и возвеличивала, придавала Герою ореол святости, заставляла обычных тамбовских мужиков заказывать молебны “о здравии рабы Божьей Марии Спиридоновой” и вешать ее портреты вместо икон.

Тексты Андреева и Сологуба, возникновение такого персонажа как Мать революционера, вербовка охранкой гимназистов в качестве доносчиков – всего этого касается Могильнер, чтобы лучше описать мир “Подпольной России” и его влияние на общество.

Рассматривая переломный момент 1905-07гг. – время, когда литературный герой вышел из литературного пространства, исследователь определяет его, как “начало низвержения в хаос”. Происходит столкновение двух миров, где гибнет миф и Герое. Теперь Героем должен стать каждый, и невозможность этого приводит к опустошению, разочарованию. Литература мгновенно реагирует на это внутренне состояние. Могильнер из всего книжного потока выделяет Ропшинский “Конь Бледный”, а за псевдонимом скрывается знаменитый террорист Савинков – житель “Подпольной России”. Ропшин ставит вопросы прежде не обсуждавшиеся поклонниками радикальной литературы. Вопросы оправданного насилия, долга перед закрытым обществом, места индивида в коллективе и общей ответственности.

Далее следуют “Тьма” Андреева и “Черная кукла” Гиппиус, которые несут в себе и за собой осмысление радикализма и террора как частного случая экзистенциального опыта. Авторы “Серебряного Века” возвращают Героя в мир “большой” литературы, но Герой уже лишен былого ореола святости; он окружен вопросами, ему приписывают страсть к самоуничтожению. Герой превращается в обитателя сумасшедшего дома.

На место Героя приходит Антигерой – яркий индивидуалист, не лишенный гедонистических черт – это Санин персонаж книги Михаила Арцыбашева. Санин утверждает только свое собственное “я”.

Вслед за “санинщиной”, породившей разочарование и огромное число самоубийств, подвергается демифологизации ссылка и эмиграция. Партии пытаются противостоять энтропии в своих рядах тем, что вводят монополию на трактовку собственных и чужих текстов. И лучше всего это удается, как оказалось, большевикам.

Большое внимание Могильнер уделяет текстам Савинкова (Ропшина), рассматривается помощь в их написании Гиппиус и тот общественный резонанс, который они имели впоследствии. Не обделена вниманием и Лига Самоубийц (последней посвящена почти целая глава). Дается анализ возникновения в эпоху “безвременья” пропасти между интеллигенцией и рабочими. Казалось бы, это разрозненные между собой темы, однако все это служит фоном “умирания” Героя, “умирания” эпохи “Подпольной России”. И даже не столько фоном, сколько следствием смерти Героя– жертвы.

Последует ли за смертью воскрешенье – это станет известно будущим историкам. Где сейчас эта “Подпольная Россия”? Ходят ли ее жители среди нас и что подпитывает их, в каких текстах они находят себе пристанище… Да и существуют ли они на самом деле? Не плод ли они моей воспаленной фантазии? Я снова беру в руки книгу Могильнер. Я пытаюсь отыскать в настоящем ИХ код, ИХ почерк, я ворошу прошлое. Прошлое, где бросал бомбы в министра и целился в упыря- городового подпольный Герой “Подпольной России”.



НИЧТО ИЗ ТОГО, ЧТО МЫ ГОВОРИМ, ВАМ НЕ ПОМОЖЕТ

КРАДЕНЫЙ ХЛЕБ

АНАРХИЯ
МРАКОБЕСИЕ
РАДЕНИЯ
жертвоприношения
КАННИБАЛИЗМ
БОГОЛОЖЕСТВО

ФРОНТОВЫЕ ЗАПИСИ
КНИГА СУДЕБ
ФОТО
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПИСЬМА C.H.A.O.S.S.


СИМСОН ГАРФИНКЕЛЬ
ВСЕ ПОД КОНТРОЛЕМ

АВТОРЫ C.H.A.O.S.S.
Пустоты Андреа Часовски






Лекционный зал Алана Кулия






Счастiе Пастыря






Разговоры с мертвыми






Пророк Утренней Зари





C.H.A.O.S.S. рекомендует..
Онтологический анархизм суфия Хаким- Бея




Опыт сакральной социологии




Надписи и лозунги
(рекомендуются для нанесения на стены ваших больных городов)




Террор в изящной словесности Жана Полана



Криминальная история христианства Карлхайнца Дешнера


Власть, безумие, изоляция. Мишель Фуко.



C.H.A.O.S.S. рекомендует






ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ



NON Copyright © 3005 [ ШКОЛА СОЦИОЛОГИИ ]