От Восток страны, от Иркутские,
От Иркутские, от Французские…
Миллионами, биллионами,
Белы голуби летят кучами,
Летят тучами, за крест мучены.
(Духовный стих скопцов 1822.)
В ПОИСКАХ ДУХОВНОГО УДА
Мы вновь обращаемся к теме радикального сектантства. К тем, кто вызывал отвращение у ортодоксальной церкви и преследование светских властей. Скопцы. Первое известие о кастрации среди бывших хлыстов датировано 1772 годом. Есть основания предполагать, что практика самооскопления зародилась где-то в середине первой четверти XVIII века.
Этому предшествовал духовный раскол, разделение Церкви на тех, кто принял литургическую реформу и тех, кто, горя праведным пылом, ушел в леса, основал свои духовные общины. Старообрядцы, духоборы, “христовствующие” (позже хлысты), “голубчики”, молокане, жидовствующие, шелапуты, адвентисты. Где-то в этом пестром разноцветье мистической виртуозности вызрели скопческие общины, практиковавшие кастрацию.
Параллельно в мире происходит ряд знаковых событий. Так во Франции идет волна судебных реформ, в ходе которых ужесточается контроль над нищими и попрошайками, спешно строятся “дома призрения”, куда помещают бродяг и юродивых, разражается экономический кризис. В Германии наступает пик строительств “работных домов”, целью которых служит “исправление и возвращение к нормальной жизни вероотступников, тунеядцев, лиц, преступивших закон”. В Англии строятся “исправительные дома”, испытывается “висельная машина”, которая позволяет висельнику избежать мучительной агонии, англичанка Энн Ли перебирается через океан и основывает секту шейкеров, первой заповедью которых станет безбрачие. В Черногории Степан Малый выдает себя за Петра III, чтобы объединить народ на борьбу с турками. Провозглашенный царем, оно мудро правит, проводит реформы: определяет границы, дарует свод законов, организует регулярную армию, отделяет церковь от государства, создает школы. Россия встает на дыбы, подстегиваемая крестьянским бунтом Пугачева. Европа варится в бульоне духовного противостояния.
В России хлысты неожиданно открывают новый путь Спасения, доведя половое воздержание до предела. Сама кастрация стала Распятием – принятием муки Спасителя. Со-переживанием. Плодородие не от плоти. Они довели тревожную неясность Спасения до последней черты. Старообрядцы крестились огнем, сжигая свои тела. Скопцы принимали печать рокового Спасения. Их нищие песнопевцы выпестовали в себе пророков и пророчиц, благодаря которым старцы и вели свои Корабли по “темному Чермному морю” людского существования.
Принять оскопление - значит обрести “огненную корону”, шрамы становятся “Божьей печатью”. Убежденные в своей правоте, скопческие общины ведут активную деятельность по распространению своего учения. Создается сеть общин, которая обменивается информацией, деньгами, е члены пользуются тайными знаками и им одним понятными шифрами. К началу XIX века скопец Кондратий Селиванов получает доступ к царскому двору, он встречается с Павлом I и Александром I, убеждая их перейти в свою веру. На долгие годы, это “золотой век” скопцов, Селиванов становится духовным наставником сменяющих друг друга императоров. Среди особо важных обращенных числились сам “Александр I с супругой, император Наполеон - незаконный сын Екатерины Великой, которому она дала образование в Российской Императорской Академии, а затем отправила во Францию, где он и сделал свою карьеру” (Энгельштейн Л. “Скопцы и Царство Небесное” из-во. НЛО 2002 стр. 59).
В начале 19-го века вокруг Екатерины Татариновой (придворная дама) складывается Духовный союз, члены которого (видные государственные деятели того времени) очень живо интересуются религиозно-мистической практикой хлыстов и скопцов. Где-то в недрах этого Союза пишется проект теократической системы, управляемой скопцами.
С нами Царь царям, с нами Дух духам!
Золотое время для скопцов длилось не так долго. В середине 19-го века наступило время преследований и гонений. Скопцов переселяли в Сибирь, сажали в тюрьмы, в лучшем случае выставляли на посмешище – проводили нагих по улицам, правда, последнее наказание только добавлял ореол мученичества в глазах простого люда.
В 1845г. один государственный чиновник по фамилии Надеждин опубликовал свои исследования, согласно которым на то время в России насчитывалось около 1700 скопцов, но это только оскопленных и прошедших по официальным бумагам. Всего же членов скопческих общин – более 300 тыс. Скопцы стали представлять из себя страшную угрозу для ортодоксальной церкви и власти. Угроза была столь явная, что не зря заставила обратить на себя внимание революционеров – народников. Появляются публикации Кельсиева и Щапова в прогрессивных журналах, публикации посвящены деятельности скопческих общин. На повестке дня вопрос – можно ли рассматривать скопцов как революционную базу крестьянства.
Естественно, что в предреволюционные годы, на скопцов тоже возлагались надежды, связанные с радикальной попыткой построить “Новый мир” – более справедливый, более “божеский”. Связующим звеном между Лениным и скопческими общинами стал Бонч -Бруевич, отдавший более половины жизни изучению русского сектантства. Он неоднократно и успешно выступал еще в царское время адвокатом на многих скопческих процессах и, тем самым, заслужил доверие последних.
На живущих в стране тени смертный свет воссияет.
Исаия 9:2